Столица Азербайджана Баку один из красивейших городов страны. Море, горы, пышная южная зелень придают ему неповторимый облик. Но в нём есть и красота рукотворная — архитектура зданий, скверы, фонтаны, площади и памятники. Сегодня нельзя представить Баку без прекрасных монументальных скульптур, таких, как памятники поэту Физули на площади у здания оперного театра, отважному бакинскому комиссару Алёше Джапаридзе, азербайджанской поэтессе Натаван. Все эти памятники созданы известным мастером, членом-корреспондентом Академии художеств СССР Омаром Гасановичем Эльдаровым.
Его творческий путь типичен для многих бакинских художников: сначала занятия в изостудии городского Дворца пионеров, затем Бакинское художественное училище и учёба в Ленинграде в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Прекрасные учителя — скульпторы В. Синайский, А. Матвеев, углублённый самостоятельный труд, наконец, красота и художественные богатства Ленинграда — всё это сформировало мастера оригинального, зрелого, готового к творческой самостоятельной работе.
Первым испытанием на профессиональную зрелость стала работа над памятником Натаван. Монумент, созданный двадцать с лишним лет назад молодым скульптором, считается одним из лучших его произведений. Естественность и простота композиции сочетаются с удивительным проникновением в существо личности поэтессы, её духовного благородства, ума, тонкого лиризма.
О. Эльдаров. Памятник азербайджанской поэтессе Хуршидбану Натаван. Бронза, гранит. Баку. I960 г. |
Эльдаров сделал несколько памятников, посвящённых выдающимся поэтам и писателям Востока. В их образах скульптор точно угадал и передал ту философскую созерцательность, которая чарует нас в восточной поэзии, заставляя думать о вечности, непобедимости жизни и разума. Может быть, поэтому здесь Эльдаров избегает экспрессии, эффектных жестов, его интересует психологическая глубина и портретная достоверность.
О. Эльдаров, Т. Мамедов. Памятник Физули. Бронза, гранит. Баку. 1963 г. |
Эти качества характеризуют памятник поэту Физули, автору прославленной романтической поэмы «Лейли и Меджнун», фигуру С. Айни — центральную часть скульптурного ансамбля, открытого в Душанбе в дни празднования 100-летия классика таджикской литературы.
Замысел памятника-ансамбля С. Айни отличается глубоким пониманием проблем синтеза искусства, органичного соединения архитектурных и скульптурных форм. В ансамбль интересно включены три пластические композиции — «Одина», «Освобождение», «Победа Советской власти», в которых нашли воплощение образы литературных героев писателя. В отличие от фигуры Айни эти композиции насыщены экспрессией, движением, которые передают бурное время первых лет Советской власти в Таджикистане. Особенно выразительна группа «Освобождение» — молодой дехканин рвёт оковы, словно раздвигая стены тюрьмы.
О. Эльдаров, скульптор; А. Агаронов, В. Каримов— архитекторы. Скульптурная группа « Освобождение ». Памятный ансамбль, посвящённый Садриддину Айни в Душанбе. Бронза, гранит. 1978 г. |
Эльдаров — художник чрезвычайно разносторонний, им созданы не только памятники, мемориальные ансамбли. Его творческий портрет был бы неполным без упоминания станковых скульптур, где любимой темой мастера являются дети, юность, материнство, а также выразительного надгробия на могиле азербайджанского художника Бахлул-заде. В этом образе сказалось тонкое понимание Эльдаровым не только поэтического творчества Бахлул-заде, но и самой природы художественного таланта и труда — одержимого, драматичного, созвучного природе и окружающему нас беспокойному и прекрасному миру.
Журнал Юный художник №9 1982 г.
На аватаре: Омар Эльдаров
О. Эльдаров. Памятное надгробие певцу Муслиму Магомаеву |
О. Эльдаров. Портрет художника Саттара Бахлулзаде. Дерево. |